Луховицкий умелец Виктор Пивоваров сотворил еще одно чудо
Луховицкий умелец Виктор Пивоваров сотворил еще одно чудо. К 350-летию Петра I и празднику, который пройдет 11 июня в селе Дединово, он изготовил макет первого русского военного корабля "Орёл".
Виктор Пивоваров, живущий в заокской д. Лисьи Норы, известен на всю страну тем, что создаёт уникальные деревянные челны – лодки, выдолбленные из ствола дерева. Но, пусть и редко, умелец мастерит и макеты корабля "Орёл" – первенца Военно-морского флота нашей страны. Этот фрегат был построен на луховицкой земле, а именно в с. Дединово. Здесь в 1667 году по указу царя Алексея Михайловича Романова появилась первая государственная судостроительная верфь. Голландские и местные мастера всего за год построили и спустили на воду первый русский военный корабль. Примечательно, что на его борту впервые был поднят российский триколор. А у Виктора Пивоварова на создание своего нового "Орла" ушло 4 месяца. Корабль, как говорит сам умелец, рождался в муках.
- Тяжело давался. Я уже давно не делал. Последний корабль мы лет 5-6 назад сделали, и многое забывается. Если я челны долблю уже 50 лет, то знаю, где, чего и как. А тут забываешь, и приходится все вспоминать. Тяжело, тяжело давался. Раза 3-4 мне приходилось его разбирать, потом по-новому собирать, переделывать, доделывать. Но, в целом, считаю, что получился.
По словам мастера, главное – понять и уловить форму. Как только это получается, работа сразу идет на лад.
- Сложность – понимать форму. Что чёлн делаешь, что корабль делаешь. Если форму уловил, почувствовал её, то тогда уже легко идёт. Когда чёлн начинаешь долбить, брёвна ворочать – тяжело. А когда подходит момент, и ты уже чистовую работу делаешь, там уже и в сон не тянет, хочется делать, делать и делать. Так и здесь. Когда форму ловил – что-то не получается, разберу его, похожу, опять пытаюсь, передвинешь шпангоуты, пошире их сделаешь, подложишь. А потом, когда уже форму поймал, тут уже действительно и сон не берёт. Делаешь и ночью, и вечером, и днём, чтобы побыстрее сделать и самому увидеть то, что ты сделал.
Умельцу помогал сосед Николай Долгополов, который вырезал льва, якоря и другие декоративные элементы, подобрал колер. Друг Александр Передерий нашёл и купил на заказ ткань, из которой были сшиты паруса, а Алексей Жуков помог привезти стройматериалы и предоставил оборудование для изготовления реек нужного размера. Для создания "Орла" приобретались обрезные доски "двадцатьпятки", которые нужно было уменьшить.
- Расстояние небольшое и выгнуть очень тяжело. Доски могут поломаться, потрескаться. Так и делали – из толстых досок делали тонкие. Использовали сосну. Как и настоящий корабль делали из сосны, так и мы тоже сделали из сосны. А инструменты? Я как-то один раз говорил – с помощью топора, ножовки и энтой матери. Так и здесь топор, ножовки. Но ещё использовал шуруповёрты, чтобы закручивать, откручивать побыстрее.
Чертежей "Орла" до нашего времени не сохранилось, поэтому все приходилось додумывать. Однако Виктор Пивоваров изучил рисунки и консультировался со специалистами, которые предоставили ему изображения голландских кораблей того времени. А "Орла" в 1667-1668 годах как раз и делали голландские мастера вместе с дединовскими умельцами. Корабль, в который Виктор Пивоваров вложил душу, готов. Спустя более трёх с половиной сотен лет "Орёл" возвращается в родное Дединово. Он будет задействован в празднике, который состоится здесь в ближайшую субботу. Луховичане будут отмечать 350-летие со дня рождения основателя российского военно-морского флота Петра I. Далее Виктор Пивоваров поставит макет под навес рядом с домом. В Лисьих Норах у него небольшое хозяйство "Пивоварово" – это уютное и живописное место, где можно отдохнуть не только физически, но и духовно, расслабиться от суеты трудовых будней. Сюда приезжают на экскурсии, остаются с ночевкой в палатках. "Орёл" будет радовать гостей своей красотой и напоминать о славной истории Дединовской земли.
- Мы уйдём, а память останется. А если мы его отправим куда-нибудь, и люди забудут, что мы тут делали когда-то.
За свою жизнь Виктор Пивоваров изготовил более 50 плавсредств, не считая моделей. Многие его челны стали экспонатами музеев и достопримечательностями по всей России. А один из предыдущих макетов корабля "Орёл" сейчас хранится в Доме российского исторического общества на Воронцовом Поле.
Источник: РИНГ