Никитин Евгений Александрович
starzbet alembahis betriyal, hermesbet pekinbet casinoplus orisbet, vaycasino, betorspin betkom betine

18 ноября, в 90-летие со дня рождения Евгения Александровича Никитина, на фасаде Коломенского института (филиала) Московского политехнического университета была открыта мемориальная доска в честь этого замечательного человека.

Это вторая в нашем городе мемориальная доска выдающемуся конструктору дизелей Е. А. Никитину. Открытие первой состоялось в ОАО «Коломенский завод» 16 ноября 2007 года. 17 ноября 2017 года здесь, у входа в инженерный корпус, состоялся митинг памяти. Работники завода возложили цветы к мемориальной доске и почтили память Е. А. Никитина минутой молчания; коллеги поделились своими воспоминаниями о совместной работе и результатах деятельности конструктора, которые продолжают служить делу развития коломенского дизелестроения. В этот же день коломзаводцы возложили цветы и венки к могиле Е. А. Никитина на Старом кладбище.

никитин, коломзавод, конструктор, машиностроение
Евгений Александрович Никитин в рабочем кабинете.

Евгений Александрович родился 18 ноября 1927 года в Коломне, в семье потомственных рабочих Коломенского машиностроительного завода. Здесь же работали оба его деда, дяди и сестра. В 1942 году после окончания школы № 9 он поступил в Коломенский паровозостроительный техникум, который окончил в 1946 году и получил специальность техника-механика по паровозостроению.

С 1946 года начал трудовой путь в качестве конструктора отдела главного конструктора по локомотивостроению Коломенского завода, где, работая под руководством выдающегося конструктора отечественных локомотивов Льва Сергеевича Лебедянского, приобрёл первые навыки работы.

В 1947 году Евгений Александрович успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен на специальность «Паровозостроение» в только что открывшийся Коломенский учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института, в настоящее время – Коломенский институт (филиал) Московского политехнического университета. Учился без отрыва от производства.

Учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного машиностроительного института был размещён на пятом этаже здания Учебного комбината Коломенского завода. После окончания Великой Отечественной войны заочное обучение в СССР было наиболее оптимальной формой подготовки специалистов с высшим образованием.

В Коломне студенты получали общенаучную и общеинженерную подготовку, обучаясь на первых трёх курсах, а отдельные предметы специальной подготовки на 4-х и 5-х курсах изучали в сессионном порядке в Москве, непосредственно на базе головного института. Занятия в Коломенском УКП ВЗМИ проходили в вечернее время, как правило, три раза в неделю. Общетехнический цикл учебных дисциплин вели преподаватели паровозостроительного техникума И. В. Спицын, Л. А. Яворский и другие. К чтению лекций по специальным инженерным предметам были привлечены опытные работники Коломенского завода: Г. А. Жилин, Н. К. Рыбин, Б. Д. Назаренко, Г. И. Деев.

Руководство дипломными проектами у студентов первого набора по специальности «Паровозостроение» осуществляли ведущие специалисты Коломенского завода. Научным руководителем дипломного проекта Евгения Александровича Никитина был заместитель главного конструктора по локомотивостроению Коломенского завода Г. А. Жилин. В 1954 году первая группа студентов-паровозников завершила обучение, в их числе и Е. А. Никитин, дипломный проект которого был отмечен московской комиссией и получил высшую оценку.

В 1951 году как подающий надежды специалист Е. А. Никитин был переведён на должность инженера-конструктора в общее машиностроительное конструкторское бюро (ОМКБ) Коломенского завода. С этого времени дальнейшая производственно-научная деятельность Евгения Александровича была связана с разработкой перспективных двигателей.

Как талантливый конструктор Е. А. Никитин быстро продвигался по служебной лестнице. С 1957 по 1962 год он был руководителем группы конструкторов ОГКМ (отдела главного конструктора по машиностроению), а с 1962 по 1965 год – заместителем начальника конструкторского бюро. Работая на этой должности, Е. А. Никитин подготовил и в 1963 году защитил в МВТУ им. Н. Э. Баумана диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук.

В 1965 году Е. А. Никитин был назначен заместителем главного конструктора по машиностроению, а в марте 1969 года – главным конструктором по машиностроению Коломенского завода. В должности главного конструктора Евгений Александрович работал в течение тридцати двух лет, по апрель 2001 года.

Более 30 лет Е. А. Никитин совмещал основную работу на Коломенском заводе с педагогической деятельностью в Коломенском политехническом институте. 22 года был председателем ГАК по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, и вскоре ему было присвоено звание профессора кафедры двигателей внутреннего сгорания.

никитин, двс, студенты, политех
Выпуск ДВС. 1977 г. Е. А. Никитин шестой слева в нижнем ряду.

Заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат технических наук, главный конструктор по машиностроению ОАО «Коломенский завод» В. А. Рыжов в 2001–2016 годах отмечает:

– Евгения Александровича отличал большой творческий потенциал. Выпускник провинциального вуза, без какой-либо протекции, он исключительно благодаря своему таланту, работоспособности, настойчивости в достижении цели стал специалистом по дизелестроению высочайшего уровня. Защитил диссертации на степень кандидата и доктора технических наук. Сила личности выделяла Евгения Александровича даже среди других талантливых конструкторов.

Особой заслугой Никитина я считаю развитие коломенской школы конструирования на базе доводки и совершенствования типоразмерного ряда дизелей Д49. Под его руководством конструкция дизелей типа Д49 была доведена до хорошего международного уровня, что подтвердили победа в серьёзном тендерном конкурсе, в котором участвовали ведущие мировые производители дизельных двигателей немецкая фирма MAC и американская Katerpillar, и последующая поставка в Германию двигателей производства Коломенского завода. Это была трудная, большая работа, проводилась глубокая модернизация двигателей Д49, и под руководством Никитина коллектив эту задачу решил.

С большим уважением вспоминаю Евгения Александровича, считаю его одним из своих учителей.

никитин, коломзавод, конструктор, машиностроение, госпремия
Евгений Александрович Никитин (второй слева в нижнем ряду) на вручении госпремии. 1989 г.

Среднеоборотные поршневые дизели, созданные под руководством Е. А. Никитина, получили признание в Германии, на родине его создателя Рудольфа Дизеля. В конце 1990-х годов коломенский дизель Д49 был признан немецкой стороной «самым мощным и экологически чистым в Европе». По заключению немецких экспертов коломенские дизели обладали высокой надёжностью, простотой обслуживания и ремонта. Их топливная экономичность была лучше, чем у аналогичной техники других производителей, представивших её для сравнительных экспериментов.

При его непосредственном участии на Коломенском заводе была создана и оснащена не хуже солидного НИИ экспериментальная база, что поставило дело создания, испытаний и доводки новой дизельной продукции на предприятии на научную основу. Евгений Александрович стремился привлечь для работы в своём отделе талантливых людей. Очень внимательно и заинтересованно относился к молодёжи, обязательно знакомил студентов-практикантов ВЗПИ (МПУ) с большими возможностями для их профессионального роста на предприятии, курировал их работу над дипломными проектами.

Исполняющий обязанности начальника управления по дизельному машиностроению и спецпродукции – главного конструктора ОАО «Коломенский завод» В. В. Печенин:

– В моей жизни многое сложилось удачно благодаря Евгению Александровичу Никитину. По его совету я поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана. Во время учёбы Евгений Александрович не выпускал меня и моего однокашника, сына работника отдела главного конструктора по машиностроению, которым руководил Е. А. Никитин, Михаила Калугина из поля своего зрения. Преддипломную практику проходили в ОГКМ. Два месяца работали техниками-конструкторами. Никитин наблюдал за нашей работой, интересовался написанием дипломных проектов.

В апреле 1987 года я и Михаил Калугин приступили к работе в отделе главного конструктора по машиностроению. Это событие в нашей жизни произошло благодаря Никитину.

К молодёжи Евгений Александрович относился с большим вниманием и доверием. Работать с ним было очень интересно. Он умел чётко поставить задачу, помогал в решении проблемных вопросов, не только технических, но и кадровых. Многому научил нас личным примером. И был человеком высокой внутренней культуры.

На протяжении всей жизни Евгений Александрович постоянно совершенствовал свои знания в области двигателестроения. На его рабочем столе всегда лежали последние номера ведущих зарубежных технических журналов, напечатанных на английском языке, которые он иногда перечитывал по нескольку раз.

Целеустремлённость и глубокая преданность дизелестроению позволили Е. А. Никитину поднять конструкторскую школу Коломенского завода на высочайший уровень.

Под его руководством на Коломенском заводе разработана и внедрена в производство целая серия современных дизелей для тепловозов, большегрузных самосвалов, буровых установок, блочно-модульных электростанций, подводных лодок и кораблей ВМФ. Была отработана и доведена до высочайшего международного уровня конструкция дизеля Д49. В 1989 году был сконструирован дизель-генератор нового поколения 30ДГ, предназначенный для подводных лодок. Дизель-генераторы 30ДГ успешно применяются на подводных лодках проекта 636.6.

Начальник отдела турбонаддува УДМиСП ОАО «Коломенский завод» В. Ф. Кнельц:

– Евгений Александрович руководителем был твёрдым, не боялся принимать сложные технические решения и брать на себя ответственность за их осуществление. Так, например, он проявил гражданское мужество, настояв на переходе с зубчатого стыка крепления крышки коренного подшипника на плоский. Это нововведение было достаточно затратным, что не приветствуется во все времена. Но такой переход, как показала практика, значительно повысил качество и надёжность двигателей типа Д49.

Евгений Александрович был пионером в отечественном дизелестроении по внедрению двухступенчатых турбоагрегатов наддува дизелей. Под его руководством был разработан типоразмерный ряд этих турбоагрегатов, которые были применены на дизелях типа Д56, 30ДГМ, Д49.

В Никитине удачно сочетались качества выдающегося конструктора и талантливого руководителя. Он умел собирать вокруг себя одарённых инженеров, создавать сильный коллектив, обеспечивать атмосферу, в которой эффективно работалось.

никитин, коломзавод, конструктор, машиностроение
Евгений Александрович Никитин (седьмой слева) с делегацией из КНР. 1992 г.

Всю жизнь в нём горел огонь большой внутренней работы ума и души. Он умел ладить с людьми и был необычайно заинтересован своим делом. Он написал 121 научную работу, в том числе монографии, книги и справочники по различным научно-техническим вопросам дизелестроения. Его научные статьи часто издавались в отраслевых отечественных журналах, публиковались в Германии. За рубежом авторитет Никитина как выдающегося российского специалиста в области дизелестроения был высок: его неизменно приглашали на научные симпозиумы, он был участником международных конгрессов СИМАК по двигателям внутреннего сгорания (11 Конгресс СИМАК (Барселона); 12 Конгресс СИМАК (Токио); 13 Конгресс СИМАК (Вена); 18 Конгресс СИМАК (Пекин).

Его перу принадлежат сотни отзывов, рецензий, экспертиз. Слово, мнение, оценка Никитина в дизелестроении служили гарантией качества и надёжности продукции. И для всех, кто был связан с ним совместной работой, кто учился у него, кто с ним дружил, Евгений Александрович был и останется на долгие годы одним из самых уважаемых людей.



Автор: Пресс-служба ОАО «Коломенский завод».
Номер газеты: 47 (878) от 29 ноября 2017 г.

Возврат к списку