Победитель конкурса президентских грантов

12.11.2025
Победитель конкурса президентских грантов
Альтернативная и дополнительная коммуникация – способ, который позволяет людям, имеющим особенности в развитии, общаться с окружающими, быть понятыми и полезными. В этом году социальный клуб "Одной дорогой" стал победителем конкурса президентских грантов с проектом "Развитие коммуникативных навыков у подростков и взрослых с тяжёлыми множественными нарушениями развития и нарушениями интеллектуального развития "Даю слово". С сентября в Добром доме "Коломенский", что в Сандырях, для воспитанников проходят увлекательные занятия, похожие больше на встречу друзей, которым интересен тот или иной вид творчества. Дважды в неделю волонтёры приходят сюда, чтобы провести этакие клубы по интересам. Поддержку проекта оказала администрация учреждения, предоставив удобное место для занятий. Он заинтересовал и сотрудников, которые всецело поддерживают успехи ребят.

– У нас здесь, чтобы вы знали, настоящая демократия. Мы сейчас будем у каждого спрашивать, кто во что хочет поиграть.

В этот раз дети большинством голосов выбрали игру "Шляпа". Эта деятельность под музыкальное сопровождение позволяет заметить и поприветствовать всех участников встречи, назвать имя каждого и обратить внимание на каждого. Альтернативная и дополнительная коммуникация – сокращённо АДК – позволяет в игровой, ни к чему не обязывающей деятельности, развить у детей и взрослых навыки общения, сделать их более понятными для окружающих. К каждому из ребят волонтёры стараются найти свой подход. Играть любят все! На этом принципе и строится работа вот с такими особенными детьми и подростками.

– У нас нет цели научить обязательно играть на музыкальном инструменте или там обязательно очень круто выучить песню, или обязательно нарисовать свой шедевр какой-то – мы не школа. И у нас нет цели такой – обязательно чтобы развить их особые творческие навыки. Но через эту деятельность получилось, что мы можем дать возможность практически всем, независимо от их уровня способностей, начального уровня развития и подготовки выразить себя, ведь это является наверно самым главным, что важно любому человеку, а АДК – альтернативная дополнительная коммуникация – стала для нас отличным подспорьем.

Занятия совсем не предполагают выраженных ролей «учитель-ученик», они проходят в комфортной, дружеской обстановке, дают возможность детям проявить свои творческие способности, волонтёры всего лишь немного корректируют то, что делают дети, подключая методы АДК. В итоге даже неговорящие ребята начинают петь с помощью жестов и знаков. Сейчас вот, например, особенно популярными песнями являются "Старый клён" и "Осень".

– Результаты у нас были видны сразу после третьего занятия. Допустим, Артур, он, оказывается, любит и может рисовать самостоятельно, и ему это очень нравится. Ему очень ценно показать такую свою независимость, свою самостоятельность. Или Коля, который в первое занятие пытался рисовать везде, где только можно, а к третьему занятию отлично освоил, что есть холст, есть задание, есть сопровождение и лучше творить, чем вытворять.

А вы знали, что у звуков тоже есть цвета? Во всяком случае именно цветовой подход используется для обучения детей игре на музыкальных инструментах, например, на электронном пианино. Желающие могут освоить и азы игры на укулеле, если клавишные не интересны.

– Если убрать какую-то педагогическую составляющую, сделать просто это как занятие, как даже не занятия – встречи, как какое-то общество по интересам, клуб по интересам, то и коммуникация – она развивается как будто бы сама собой: символы осваиваются достаточно быстро, жесты осваиваются прям ну очень быстро, и мы так иногда смотрим на видео, консультируемся – у нас есть супервизи. Нас поддерживают педагоги Центра лечебной педагогики, кировские педагоги, которые являются такими уже гуру в России в плане видения альтернативной коммуникации, и они тоже удивляются и подчёркивают скорость, с которой ребята просто берут эту систему для того, чтобы сотрудничать, заниматься, общаться, в первую очередь общаться.

Изобразительное искусство – ещё одно направление, где ребята могут проявить свои способности, чем они с удовольствием и занимаются под руководством талантливого педагога – художника Ирины Струнилиной.

– Интересные результаты на самом деле, так как дети-то у нас в основном неговорящие здесь и, видели, что у них сильно нарушена моторная функция и поведенческие особенности по этому поводу есть. У нас очень многие включились в процесс. Вот из тех, кто сегодня присутствует, Коля и Артур – у нас звезды. Стас проявил необыкновенный талант, то есть он самостоятельно практически выполняет все задания.

Сейчас участники проекта "Даю слово" готовятся к концерту и выставке, которые планируется организовать уже в декабре.

← Вернуться ко всем новостям